Человек всегда стремился целостно представить Землю, пытаясь увязать свои представления о месте нахождения своего народа, государства, чтобы понять и определиться среди остального мира. Из истории географической науки мы знаем, как наши предки сначала определялись по отношению к соседям, а затем все дальше и дальше заглядывали за горизонт своих знаний. Способ, который человек для этого использовал - рисунок. Вначале они рисовали те места, где жили, потом их взгляд уходил дальше, расширяя пределы известного. Менялись границы мест их обитания по мере познания окружающего мира и совершенствования средств передвижения. Так появлялись контуры островов, материков, рек, морей, океанов и их названия, которые затем объединились в карту всей земли. Поэтому мировоззрение народов в её познании развивалось как собирательный образ. Отсюда и инерция мышления - рассматривать проблемы обитания как проблемы своего народа, страны, нации, касается ли это территории, экологии, ресурсов, политики.
Освоение космоса дало возможность увидеть Землю со стороны, охватить взором огромные пространства. Этот взгляд дал целостное представление о ней как о планете, где водная поверхность - единый океан с водоемами большими и малыми на суше, разделенной водой на континенты и острова. Все остальные названия условны: их придумал человек по мере географических открытий и государственного деления. Человек увидел жизнь планеты с цивилизацией едино. Открылся новый горизонт познания, но уже мира планеты с ее взаимосвязями. А эту географию, космическую, изучать по глобусу и контурным картам нельзя. Сегодня накоплен огромный объем материалов космической съемки на временном интервале, измеряемом десятками лет, и в разное время года, с разных высот, при разных условиях освещенности. Этого вполне достаточно, чтобы выстроить современную географию из панорам реального "глобуса" вращающейся Земли, где совершенно по другому выглядят проливы, океаны, моря, острова, горы, пустыни и т.д., знакомые и мало узнаваемые, при переносе взгляда с карты на виды планеты с высоты орбитального полета. При этом, наблюдая Землю, мы идем в познании ее географии и проблем через интерес к ней, вначале в узнаваемом, обращая свой взгляд к местам, которые тебе близки, где ты родился, живешь, бывал или что-то связано с ними. Стараемся увидеть и понять особенности своей страны. И только затем после двух трёх месяцев полета, разобравшись в космической географии и научившись её читать, пытаемся разобраться, используя возможности современной техники, в природных процессах, геологическом строении, изменениях ландшафта, загрязнении природы, развитии стихийных бедствий. И такая возможность посмотреть на Землю со стороны сегодня есть не только у космонавтов, ведь человек уже давно и долго обживает космос, однако в школах продолжают изучать Землю и ее географию только по картам, не используя колоссальный накопленный видеоматериал фото- и кино съемок, с результатами их тематической обработки в виде синтезированных материалов с выявлением геологических структур, рельефа, границ разных типов поверхности, характера ландшафта, снежного покрова и т.д. Это просто варварство по отношению к богатейшим архивным материалам из космоса, которыми располагает страна, и наше невежество не пользоваться ими гораздо шире. Получается парадокс - по телевидению мы видим мир в его реальном изображении, а изучаем этот мир по карте, поэтому она не так интересна и не запоминается. А как можно без географии, есть без знаний о месте обитания всех нас, науки о своем большом доме, как можно без географической культуры формировать мировоззрение и видеть перспективу экономики, политики, общественных отношений, как можно без этого думать обо всех других составляющих, если ты собственный дом не представляешь в целом, изучая частями, не говоря о сложных связях разных слоев ноосферы: биосферы, атмосферы, гидросферы и т.д. Не удивительно, что люди могут быть высокообразованными в своей области знаний, науке, искусстве и т.д., но когда, бывает, их спросишь о любом месте на Земле вне их страны, например, где Магелланов пролив или остров Тасмания, о нахождении того или иного моря, или даже ненароком спросишь: " А сколько континентов на земном шаре?", то многие нередко теряются и даже в крупных представлениях плохо ориентируются. Сегодня так сложилось, что те, кто занимается геологией, видят проблемы Земли через геологию, кто занимается атмосферой, говорят об атмосфере, а кто занимается океаном, проблемы Земли рассматривают через проблемы океана без связи с другими областями знаний, а лишь через призму своей профессии.
Кроме того, в космической географии, на видеосюжеты можно увлекательно наложить исторический материал, давая сведения о мореплавателях, землепроходцах, их маршрутах и открытиях, о том, как произошли названия проливов, островов, морей и разных уголков Земли, о происхождении тех или иных природных образований, пустынь, вулканов, ледников, природных явлений: циклонов, песчаных бурь, полярных сияний, и т.д. Такая география с привязкой к реальной картине мира в красках, оттенках, динамике событий и явлений, а вместе со знаниями наук о Земле запомнится на всю жизнь и сознание будет развиваться в представлениях всей планеты, а не только в пределах твоего государства или места проживания.
Мечтаю, когда в школах страны будет идти урок космической географии, для этого создал фильм. Основная идея - все в природе находится во взаимосвязи: облака, суша, ландшафт и т.д., и только изучая их закономерности, можно в полной мере познавать Землю. Так же и народы, их культуры, традиции необходимо рассматривать в единстве цивилизаций, а значит изучать их связи друг с другом. Это путь объединения помыслов, а не размежевание на индивидуалистические позиции, что можно благополучие создать и мир сохранить в одной или нескольких отдельно взятых странах, подчас за счет других.
Здесь ты понимаешь, что надо вновь учить географию, но интересную, живую, в сложной мозаике ландшафта, узорах рисунков горных пород, поверхности морей, океанов с множеством сочетаний цвета, оттенков красок, вызываемых Солнцем на Земле и в ее атмосфере. Эта удивительная география, когда ты ощущаешь себя частью мира, который наблюдаешь. Узнаешь его через иное видение и мироощущение, где структура и характер облачности зависят от типа подстилающей поверхности и ее состояния, ландшафт - от географического расположения территории, почвенного покрова и времени года, цветность океана - от состояния воды, его донного рельефа, растительности, планктона. Геология читается по цвету пород и оттенкам переходов ландшафта, рельефу, хорошо проявляющемуся в утренней дымке, тенями при низком солнце или порошей первого снега на множестве неровностей земной поверхности, её складках, склонах, трещинах.
Космическая география позволяет человеку зримо ощутить, для чего строятся такие каналы как Суэцкий, Панамский, которые сокращают огромные расстояния для проводки судов из одного океана в другой, не огибая целые континенты. Она дает наглядное представление, как образовывались географические понятия и названия за долгие годы истории существования цивилизации и освоения ею Земли. Это же образы, легенды, сказания. Например, почему пролив в Турции назван Босфором? Видя его реально из космоса, становится понятно почему это название в переводе означает "Бычий хвост". Тогда, любому мальчишке или девчонке легче будет запомнить его, т.к. интересно, при этом рассказав о глубине, ширине и что по нему и Дарданеллам проходит южная граница раздела Азии и Европы. Или показать путь Магеллана из Атлантики в Тихий океан по проливу между Огненной Землей и Южной Америкой и показав, насколько он сложен, что даже из космоса было бы трудно осуществить проводку корабля. Я думаю, на всю жизнь запомнился бы вид этого пролива и где он находится, потому что другого по сложности я не видел на Земле. Или показать Фаюмский оазис в Египте и рассказать, что человечество более двух тысяч лет назад построило там канал от Нила до Меридианной впадины, наполнило ее водой и получилась такая вот ирригационная система: когда Нил пересыхает, то вода из Меридианной впадины разбирается на орошение плодородных земель и после периода дождей, повышения уровня воды в Ниле, впадина вновь заполняется водой и так более двух тысяч лет она поит землю и кормит население Египта, потому что люди, построив, ухаживают за ней. Это все видно и об этом надо знать, как пример своего добросовестного пребывания на Земле. А Сахара вовсе не красная, как принято считать по образу раскаленного песка, а в переводе - коричневая пустыня, что больше соответствует истинному цвету.
Поражает, когда над огромной сферой земного шара ты видишь тонкий слой голубизны атмосферы, который обеспечивает нам жизнь. Это можно представить, как если бы метровый глобус опоясать голубой нитью в несколько миллиметров. Сразу становится понятна хрупкость жизни на Земле. Тут задумаешься, что если мы не будем все вместе беречь этот слой дыхания Земли, то разрушить его не сложно. Человечеству это по силам, если будем жить каждый сам по себе и кто во что горазд. Человек это должен знать и понимать, и это все хорошо видно по космической съемке.
Земля живое существо - это голубой оазис во Вселенной и пока единственный, насколько нам известно. Она дышит, и у нее есть свои легкие, которые можно увидеть только из космоса в виде бескрайних лесов Сибири и Амазонии, увидеть реки, озера, моря и какая опасность им грозит загрязнением. Кроме этого, сам по себе вид Земли из космоса оказывает сильное эстетическое воздействие. Это настолько затягивает и гипнотизирует, что все невзгоды уходят в сторону, наступает душевное облегчение и воздействие только усиливается с глубиной понимания наблюдаемой картины.
Главное же здесь, как я думаю, все-таки в том, что когда ты смотришь из космоса, то видишь наяву, что все в природе не случайно, а живет и развивается по своим законам. Находясь на Земле, мы облака воспринимаем как огромные массивы пара и подразделяем их на кучевые, слоистые, сплошные, высокие, низкие, в зависимости от характера образования и т.д. Из космоса мы вдруг замечаем, что облачность - это не бесформенные массы облаков, она имеет рисунок, и над каждым районом земного шара свой, особый. И наконец, ты открываешь для себя, что облачность - это карта и по ее рисунку можно определять даже место на земном шаре, над которым летишь. Начинаешь понимать, что облачные образования являются отражением чего-то.
Спросите сегодня любого человека, как выглядит океан сверху и он ответит - огромная водная поверхность и все. Оказывается, когда смотришь на поверхность мирового океана из космоса, то видишь мозаику в сплетении узоров разных по рисунку и цвету, но когда вглядишься, начинаешь замечать, что он имеет структуру и даже рельеф. Это опять карта, которая в зависимости от положения солнца, в разное время года отражает прозрачность воды, ее соленость, взвеси, все сложные процессы, которые происходят в океане. И это карта не только процессов, происходящих в океане, но и состояния поверхности воды, температуры, течений, которые копируются даже в рисунке ледяных полей. Поэтому океан формирует также свою облачность соответствующей структуры, протяженности и мощности со своей композицией рисунка, орнаментом в сплетении узоров и везде она разная - над Индийским или Атлантическим океаном. Над Канарскими островами вы увидите одну облачность, а в районе Сахары она иной конфигурации, над Австралией третью и т.д.
Когда смотришь на земной шар, наблюдая на двух его полушариях изменение окраски ландшафта одновременно осенний с весенним, зимний с летним, охватывая их взором за счет уникальной возможности перемещения вокруг Земли с космической скоростью, и объединив в пространстве и времени длительным полетом, вдруг начинаешь замечать, что это тоже карта и необходимо учиться ее читать, тогда, может быть, не придется спешить с бурением, чтобы заглянуть внутрь Земли. Для этого надо понять закономерности изменения окраски ландшафта от геологического устройства Земли и переходам цвета на разных структурах, отражающих сложные тектонические процессы, происходившие в глубинах земной коры. Ландшафт - это индикатор, с помощью которого можно научиться читать внутреннее строение Земли. А когда поймешь закономерности изменения растительного покрова, его сезонной окраски, с учетом климатических условий, от типа поверхности, его геологии, то можно выявлять и оконтуривать новые образования и выходить на структуры, аналогичные разведанным месторождениям полезных ископаемых, нефти, газа и т.д., совершенствовать перспективу их поиска. То есть все на Земле находится во взаимосвязи, и облачность как верхний ярус над сушей, как и над океаном, формируется, соответствуя подстилающей поверхности, ее состоянию и рельефу.
Космическая география по другому высвечивает и экологию планеты. С борта корабля хорошо видно, что дымящаяся труба не собственность того или иного завода или государства. Ты едешь якобы отдохнуть на дачу за 20-30 км. и свое представление о природе определяешь расстоянием, а не тем ее состоянием, что там. Это глубокое заблуждение. Оказывается, все это накрыто шлейфом из труб промышленных гигантов, а ты считаешь, что выехал на природу, хотя вокруг тебя находится невидимый смог. Человек должен это понимать. А ведь у нас многие руководители, директора заводов так мыслят не из-за того, что они плохие. У них не было этого взгляда: ну что особенного, мой один завод дымит, ну что особенного, если я в океане провел промывку танкера, океан огромен, но след небольшой белой полосы расплывающейся на десятки километров, остался на поверхности огромного океана. Когда во время полета смотришь как таких пятен, полос становится все больше и больше, то понимаешь, что он не безграничен. За аналогию можно взять любой мировой порт, поверхность которого бликует в лучах Солнца, как копировальная бумага. Если бы посмотреть с новой психологией, я уверен, покажи любому капитану эту мозаику, тот след который остается за его кораблем, я не сомневаюсь, в следующий раз его все-таки кольнет: промывать танкер или нет.
Экологические проблемы могут быть большие или маленькие и даже локальные, но они все равно связываются в единую проблему нашего обитания в гармонии с природой. Есть крупные проблемы, например такие, как война в Кувейте с Ираком. Когда смотришь на пожары нефтяных скважин маленькой страны и видишь, как пожары отдельных очагов, соединяясь, превращаются в огромное пожарище, шлейф которого, распространяясь, принадлежит уже не Кувейту и не Ираку. Замкнуть его, ограничив собственностью тех, у кого беда, никакими границами нельзя, ничем его не локализуешь. Это беда общая и расплывается, накрывая другие государства и другие народы. В конечном счете, это проблема Земли.
Нам говорят: озоновый слой разрушается. Еще однозначно неизвестно от чего. Одни говорят - за счет выбрасываемого в атмосферу фреона и накопления его там, другие считают, и есть такая теория, что это происходит за счет разрывных процессов в земной коре и повышения активности вулканов. Так же не совсем понятна природа климатической и тектонической цикличности, результатом которой, является, например, изменение уровня воды в Каспии, который до 1977 года понижался, а сейчас уже в связи с подъемом воды в нем на 2.5 метра, возникла другая опасность - затопления сложившейся инфраструктуры вдоль ранее обезвоженного побережья. Недостаточное понимание истинных причин приводит к поспешным научным выводам, замешанным политикой. Поделив территорию Земли государственными и административными границами, мы тем самым разбили природные комплексы по ответственности за культуру хозяйствования. А проблемы таких природных образований как Каспий, Арал, Великие озера, Байкал, нельзя рассматривать раздельно. Земля - единый организм с нами.
Так вот, через знания космической географии, по которой сегодня накоплен огромный, богатейший материал, человек должен прозреть, увидеть, что нам нельзя изолироваться друг от друга.
Взгляд за горизонты Земли вел людей разных стран, религий, культур к осознанию себя в единстве, как Человечество. Взгляд из космоса - это уже взгляд за горизонт планеты одного народа, одной Земли, который несомненно приведет к стиранию государственных границ.
Доктор технических наук,
дважды Герой Советского Союза,
летчик-космонавт СССР
В.В.Лебедев
Опубликовано в журнале "Наука и жизнь", №8, 1998, с.34-39