Учреждение Российской Академии Наук
Научный геоинформационный центр РАН

ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ г. МОСКВЫ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ АЭРОФОТОСЪЕМКИ

В 1999-2001 гг. по заданию Управления транспорта и связи Правительства Москвы Центр провел дистанционные обследования транспортных потоков на основных магистралях улично-дорожной сети (УДС) г. Москвы, в центре города и на третьем транспортном кольце. Работа выполнялась совместными усилиями специалистов НГИЦ РАН, НИиПИ Генплана, УГИБД ГУВД г. Москвы, ЦИТИ, ФКЦ «Земля», Мосгоргеотреста, НПП «Аэросъемка» и ФГУ «Госкадастраэросъемка». Мониторинг дорожного движения проводился как по традиционной методике наземными средствами, так и с использованием специальной аэрофотосъёмки и ГИС технологий. Аэрофотосъемка Москвы в масштабе 1:15700 выполнялась с самолета Ан-30 по 12-ти перекрывающимся маршрутам двумя фотоаппаратами, включавшимися попеременно с интервалом 4 секунды, обеспечивая перекрытие кадров 90%.

Дешифрирование транспортных потоков включало в себя распознавание движущихся и стоящих транспортных средств с разделением их по типу, направлению движения и полосам, определение скорости движения автомобилей с расчетом основных параметров транспортных потоков.

Дистанционный мониторинг улично-дорожной сети (УДС) г. Москвы позволил в короткие сроки получить исходные материалы о транспортных потоках по МКАД, Садовому, Бульварному и Кремлевскому кольцам, а также по 16 основным радиальным магистралям. Впервые была разработана и применена технология проведения столь масштабных исследований дистанционными методами, позволяющая получать объективную, точную информацию о транспортном комплексе, корректируя данные наземных обследований, в которых было задействовано более 1500 человек и 40 подвижных лабораторий.

Создана уникальная база данных УДС с параметрами транспортных потоков на единой государственной картографической основе масштаба 1:10000.

По итогам выполненной работы можно сделать следующий вывод: использование разработанных дистанционных методов мониторинга УДС дает возможность достаточно оперативно при наименьших финансовых затратах определять: средние временную и пространственную скорости транспортных средств (ТС) по полосам, интенсивность движения, плотность движущихся и стоящих ТС на проезжей части, протяженность, ширину и радиусы изгибов УДС, состав потока (процент легковых, грузовых, муниципальных и др. ТС), среднюю длину очереди ТС в ожидании проезда по участку УДС, парковки, их заполняемость и перспективу развития (инспекция), объекты притяжения транспорта (терминалы, рынки и т.д.), зоны гаражной застройки (инвентаризация) и другие параметры.

Высокое качество исходных материалов аэросъемки позволило увеличить масштаб выходной документации до 1:500 и оценить дополнительно еще 12 параметров, влияющих на состояние УДС и организацию дорожного движения (места возникновения конфликтных ситуаций, рациональность использования проезжей части и т.д). Погрешность определения местоположения автомобилей составила 0,5 м и 0,3 км/ч - по скорости. Огромный исследовательский материал, полученный в результате проделанной работы, нашел применение в различных службах городского хозяйства и дал возможность оценивать эффективность проектных решений после их реализации.

Созданная база данных с параметрами движения на всех крупных магистралях и в центре г.Москвы легла в основу информационного обеспечения системы управления дорожным движением «Старт». Знание параметров транспортных потоков с разделением по типам машин позволило проводить имитационное моделирование и расчеты объемов выбросов транспортом загрязняющих веществ и уровня шума вдоль магистралей и улиц. Представлены результаты расчетов загрязнения атмосферы на участке проспекта Мира от Садового кольца до Рижской площади.

СХЕМА АЭРОФОТОСЪЁМКИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ

ЭКРАНИРОВАННАЯ УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ

  • Определение скорости ТС
  • Загрязнение атмосферы выбросами автотранспорта на Проспекте Мира
  • Сравнение результатов наземного обследования и дистанционного мониторинга транспортных потоков г. Москвы
  • Новые данные по применению дистанционных методов исследования дорог за 2012 год
  • Новые данные по применению дистанционных методов исследования дорог за 2014 год